Легко ли быть
Рыжим? Или мир подростка в творчестве Е. Габовой.
Цели урока: обучающие:
создать условия для анализа рассказа Е.В.Габовой, выстроить диалог с писателем
на основе художественного текста; изучение рассказа писателя, понимание авторского
замысла, основной идеи рассказа
развивающие: развитие навыков
аналитического чтения, ассоциативного мышления, устной монологической речи,
навыков совместной работы
воспитательные: формирование доброго
отношения к людям, целеустремленной личности, ответственной за свои поступки,
преодолевающей трудности, находящей своё место в жизни
Учитель: Всё начинается с
детства: первые паруса, первые стихи, первые неудачи, первая любовь и первый
смелый поступок. И от того, разрешишь ли ты свои первые трудности по законам
чести и совести, зависит, каким человеком ты будешь.
Влад.Крапивин
Детство-это удивительная пора. Это то время,
которое мы называем утром жизни, её началом. Это светлая, беззаботная страна. В
детстве у каждого так много похожего, но что-то есть своё. Используя приём
кластера представим её как планету, а вы назовите спутники - признаки своего детства.
Кластер. (мама,
улыбка, сказка, мечта, утро, звёзды, школа, друзья)
Детство
- это не просто необыкновенная пора, но и очень ответственная. Почему?
Кластер. Знакомство
с окружающим миром. Формируются
взгляды на жизнь, моральные принципы.
Учимся дружить, общаться, мечтать. Формируется характер.
Детство-это начало жизни. Всегда ли мы к
ней готовы?
К кому вы обращаетесь, если вам трудно?
Если вам одиноко? Если вы в темноте?
Как
хорошо, когда есть дом, где тебя ждут, помогут, поддержат. Дом, куда, приходишь
без приглашения, когда тебе трудно, весело, когда ты счастлив или одинок -
"на огонёк". Книга - это такой дом. И действительно, есть дома А.Лиханова, Ю Яковлева,
В.Крапивина, А.Алексина, Е.Меркушовой. Я приглашаю вас в гости, "на
огонёк" к удивительной писательнице - Елене Габовой (Столповской).
Родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре. Закончила сценарный факультет Всесоюзного
государственного института кинематографии.
Дебютировала в 1967 году как поэт. В 1983 году вышла первая книга. В
1989 году член Союза писателей СССР.
Автор 12 книг для детей и подростков, изданных
в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена
звания лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературы.
Лауреат
Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за
сборники
повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги»,
утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям.("Школьные годы...недетские")
Её книги о вас, о подростках, о
ваших ровесниках. В этих книгах есть и добро, и зло, весёлое и грустное.
Книги о детстве - поре не только светлой,
безоблачной, но есть здесь свои
сложности, суровость, жестокость...подростковая. Но, поверьте, всегда есть надежда!
О
какой же книге мы будем сегодня говорить? Попробуем подобраться к её названию.
С
каким цветом у вас ассоциируется детство? Вспомните цвет кластера. На что похож
наш кластер? (Солнышко ты моё! Жёлтое, оранжевое, рыжее.)
Что вы представляете, когда слышите слово "рыжий"?
Говорят, что солнце любит рыжих: они похожи на солнечные лучики. Но всегда ли
рыжие получают за свою солнечность светлый приём от людей? Легко ли быть
рыжим?
Это
главный вопрос нашего урока. Этот цвет есть в названии нашей книги. А книга
называется "Не пускайте Рыжую на озеро".
О чём
этот рассказ? Какие проблемы поднимает автор?
Теория.
Чтение с остановками. Двойной дневник. Толстые и тонкие вопросы.
Двойной
дневник (чем интересна фраза, какие мысли, ассоциации она
вызывает?):
выделять фразы, которые
произвели наибольшее впечатление - !
вызвали ваше согласие - + вызвали несогласие - -----
вызвали протест – Х вызвали непонимание - ?
Толстые и тонкие (да – нет) вопросы:
Дайте объяснение,
почему… Кто… Что…
Почему вы так
думаете… Когда…
Почему вы так
считаете... Может ли…
В чём разница… Мог ли…
Предположите, что будет,
если… Согласны ли вы…
Что, если… Верно ли…
Чтение
рассказа Е.Габовой "Не пускайте Рыжую на озеро".
1 часть Возможные вопросы. Что мы
узнаём о семье девочки? О её внешности?
Рыжий - это только цвет волос? Неужели можно "привыкнуть" к
унижению - не обижаться?
Мои вопросы . Самое злое, жестокое
слово? (Прокажённая, презирали). Кого оно характеризует?
Вывод. Презирают за бедность, за внешность, за непослушание.
2 часть.Как
относятся одноклассники к героине?
Почему Свете нужно было на середине озера петь?
Мои вопросы. Почему Света отправилась
на середину озера одна? Кто были её слушатели?
(она думала, что её весь мир слышит).
Как реагируют одноклассники и рассказчик на пение Светы? (Выла...
Высокий голос...родственное с травой..никогда больше я таких песен не слышал)
Что вас удивляет в Свете? Она научилась прощать, не плакать (ведь
знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила). Чего ждали
одноклассники от Светы? (чтобы рассердилась, обиделась, была похожа на них).
Вывод. Закон бумеранга не сработал. Неприкрытая жестокость.
Что помогло ей выдержать?
Терпение, целеустремлённость, внутренняя чистота и сила. Иммунитет против
жестокости и злобы.
3 часть. ............О чём дальше пойдёт речь? Выполнит ли Женька свою
угрозу? .....
Почему Света вновь едет с ребятами?
Какое слово насторожило (несоответствие самого слова, того, что за ним
стоит и реализация этого слова в контексте)- дружный. Кто, кроме Светы, ещё
особенно привлекает ваше внимание в этом фрагменте? (сам рассказчик,
который не способен противостоять злу, бездушию, хотя не согласен с поведением
ребят , с их отношением к Свете, к тому, как настойчиво они изгоняют Свету из
своего класса).
Возможные вопросы учителя. «Нас, дружных,
двадцать пять душ…» Зло может сплотить?
Чего девчонки радовались, я
честно говоря не понял... Её ни на одной фотографии не было...Мы о
Рыжухе уже забыли, лишь на вечерней зорьке я о ней вспоминал, и в сердце
ворохнулось что-то неприятное. Мне это что-то мешало радоваться.
Что стоит за этим что-то?
Вывод. Настойчиво
они изгоняют Свету из своего класса. Совесть - чувство
ответственности за своё поведение перед собой, перед окружающими. Кто её лишён?
4 часть. О чём дальше пойдёт
речь? Как сложится судьба нашей героини? Может быть, вы найдете
подсказку в стихотворении Н.Заболоцкого.
(Тот же слайд)
Фрагмент. К.Заболоцкий "Некрасивая девочка
Лида" ( К.Райкин)
Чтение
4 части. Возможные вопросы учителя.
-Почему Рыжуха не пошла в 10
класс?
-Почему рассказчик не захотел встречаться с Рыжухой? (стыд за себя, за
одноклассников, за всех, кто причинил ей боль)
-В каком предложении идея
рассказа? (в последнем)
Мы прочитали рассказ "Не
пускайте Рыжую на озеро".
Обратите внимание на первое ("Светка
Сергеева была рыжая") и последнее
("Думал о том, что не Светка рыжая. Она золотая. А рыжие мы. Весь класс
рыжий") предложения рассказа. Какой же увидел наш рассказчик героиню?
Какой она стала? Мы посмотрим на Свету глазами рассказчика.
Кластер. Но
прежде слово автору. Давайте
определим, какие качества характера героини помогли состояться этой
метаморфозе? (талант, терпение, целеустремлённость, доброта).
Проиллюстрируйте это текстом:
"Величаво идёт". "Роскошная женщина". "Веет
благородством". "Восходящая звезда". Золотая.
Легко ли быть рыжим? Как вы
сейчас ответите на этот вопрос? Кем оказалась на самом деле Света для
одноклассников? В каком значении это слово относится к нашей героине?
Фрагмент из фильма "Чучело". (Тот же слайд) Нашли ли вы что-то
общее в судьбах героинь?
Ещё одна рыжая! "Жалко мне вас!" (Лена Бессольцева "Чучело"). Уезжает, но не бежит (ведь
пишут же они на доске : "Прости нас ,Чучело!")
("...Она золотая. А рыжие мы. Весь класс рыжий". Света
Сергеева "Не пускайте Рыжую на озеро").
Нелегко сохранить себя в мире
душевной чёрствости, бездушия, жестокости.
Кто и что спасёт нас от душевной холодности, сердечной
недостаточности? Только мы сами.
В названии рассказа два цвета.
Кроме рыжего. (на озеро - голубой). Символика озера. Нашла ли Света своё озеро?
В составе какого
устойчивого выражения есть слово голубой, чтобы это имело отношение к нашей
героине, к её судьбе (голубая мечта).
Какие
же проблемы обозначила писательница в рассказе? Вспомните,
какие вы называли до чтения рассказа.
•
Одиночества
•
Бездушие и безразличие к
судьбе человека
•
Подростковая жестокость
•
Проблема нравственного
выбора
•
Как сохранить верность
себе
•
Ответственность за своё
поведение
•
Выбор жизненного пути.
Почему важно искать свой путь?
Даёт ли
Габова готовые рецепты поведения в коллективе? Какие нравственные
уроки вы извлекли из рассказа?
•
Человеком надо быть
всегда.
•
Главный талант –
человеческий.
•
Терпение, благородство,
целеустремлённость, внутренняя чистота – те нравственные ценности, которые
трудно сохранить, но именно поэтому надо стараться это сделать.
•
Сохранить верность себе.
Какой
эпиграф вы могли бы поставить к уроку? (Человеком надо быть всегда).
Быть человеком – это
легко или трудно?
Каждый раз, глядя на человека,
находящегося в положении Светки Сергеевой или в какой-то другой трудной
ситуации, ситуации «униженного»,
помните, что на его месте можете оказаться сами или близкий вам человек.
Поэтому делайте добро людям. Чем больше будете делать добра, тем легче вам
будет жить в обществе, зло будет прятаться, оно растворится в добре.
Быть всегда человеком – это и легко, и трудно. Быть самим собой – легко,
защищать интересы других – трудно.
Помните, что
только добрые люди оставляют свой след на Земле. И мне хочется, чтобы вы
запомнили навсегда
В жизни
по-разному можно жить:
В горе можно
и в радости.
Вовремя
есть, вовремя пить,
Вовремя
делать гадости...
А можно и
так: на рассвете встать
И, помышляя
о чуде.
Рукой
раскалённое солнце достать
И подарить
его людям!
Вера Александровна Карамова
Домашнее
задание: Д/З Напишите сочинение по прочитанному и
проанализированному рассказу Е. Габовой в формате части С ЕГЭ.
Рекомендую при аргументации собственного мнения использовать рассказ ещё одного
современного писателя В.Крупина « А ты улыбайся!»
Контрольный опросный лист
1.Ваше впечатление от рассказа
2.Ваше мнение о героине
3.Случались
ли в вашей жизни подобные ситуации
4.Как избежать таких ситуаций? Возможно ли
это? Что делать, если это произойдёт?
5.Легко ли
быть рыжим?
Комментариев нет:
Отправить комментарий