Цели: создать условия для анализа произведений
В.Н. Крупина, В.Солоухина, выстроить диалог с писателями на основе
художественных текстов,
учить высказывать свои впечатления, мысли и
чувства от увиденного в форме
лирической миниатюры;
побудить учащихся к размышлению о том, что такое красота, радость; развивать эстетическое отношение к жизни; воспитывать в них стремление к прекрасному;
пробудить стремление к творчеству;
показать общие черты, сближающие такие виды искусства, как искусство Слова, Живопись, Музыку;
помочь овладеть приёмами развития образного мышления: художественно-изобразительными средствами поэзии (эпитеты, метафоры, синонимы), живописи (цвет, колорит, композиция), музыки (темп, ритм).
побудить учащихся к размышлению о том, что такое красота, радость; развивать эстетическое отношение к жизни; воспитывать в них стремление к прекрасному;
пробудить стремление к творчеству;
показать общие черты, сближающие такие виды искусства, как искусство Слова, Живопись, Музыку;
помочь овладеть приёмами развития образного мышления: художественно-изобразительными средствами поэзии (эпитеты, метафоры, синонимы), живописи (цвет, колорит, композиция), музыки (темп, ритм).
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Используемое оборудование: мультимедийный проектор
1.Сегодня, ребята, у нас необычный
урок, а творческая мастерская, в которую я вас приглашаю.
Учитель. Вы видели, как солнце над озером встаёт…. Сначала оно умывается в озере,
и весь блеск воды остаётся на солнце. Солнце умывается, а капельки падают на
траву, на цветы – вот почему роса… На озере появляется рыжая дорожка – и мне
хочется пробежать по ней к самому солнцу. Солнце разыгралось – того и гляди
опрокинется в озеро, и я кричу деревьям: «Держите! Держите над собой солнце!»
Всё живое
сбрасывает с себя остатки сна: паучок плетёт кружевную паутинку, распускается
первоцвет, и бронзовый листочек, сорванный озорным ветерком, падает на водную
гладь . пёстрая бабочка спешит напиться росы из грибной шляпки. Вы улыбаетесь .
К вам радость пришла, потому что вы увидели, как солнце над озером встаёт.
Научитесь видеть
красоту – научитесь находить радость, а радость - мудрость жизни. Сегодня будем
этому учиться….
Помогут нам в этом писатели В.Крупин
и В.Солоухин. Будем сегодня на уроке учиться высказывать свои
впечатления, мысли, чувства. Сегодня
каждый из вас ощутит себя в роли мастера, творца.
2. Сначала мы прочитаем его
лирическую миниатюру, поучимся мастерству, а потом напишем свои творческие
работы.
-Что такое лирическая миниатюра? Обратимся к «Словарю русского языка»
С.И.Ожегова.
( Работа со словарем)
Итак, лирическая миниатюра – это
произведение искусства малой формы, в котором
чувства, переживания господствуют над рассудочным началом.(Т.е. поэтичное, волнующее, образное произведение
малой формы.)
Суметь сказать в маленьком произведении о
многом, о большом могут только настоящие мастера. Сочиняли миниатюры И.С.Тургенев,
М.Пришвин, В.Астафьев - признанные мастера
слова.
3.В.Н.Крупин (род. 1941) родился в семье лесника, его
детство легло на голодный конец войны, на тяжелое послевоенное время. Рассчитывая только на свои силы, пробивался
он к образованию и высокой культуре. Он работал учителем в школе, на телевидении,
главным редактором журнала
«Москва». Преподавал в духовной академии
Троице-Сергиевой лавры. Он написал более тридцати книг.
Крупин считает, что только любовью
друг к другу, к Родине мы одолеем зло, спасем Россию.
4. Чтение миниатюры. "Сбрось мешок!"
В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел,
да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.
И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к
вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все
равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла. Х
Остановка
К вечеру дождь перестал. Тащу
мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я
отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под
ногами и вижу». - «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не
увидь - и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое,
думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала -
пожар.
Х Остановка.
Вятка красная. Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой,
солнышко, поглядела я - как будто умылась, дышать легче стало.
И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой,
так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала. Х Остановка
Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я
нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого
спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.
Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и рвать. Подожди,
говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и
говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». Я засмеялась:
«Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать». Х Остановка
И вот чем закончу. У этой дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она
дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри,
Машенька, какие облака».
Теория
: Чтение с остановками.
Двойной дневник (чем интересна
фраза, какие мысли, ассоциации она вызывает?):
выделять фразы, которые произвели наибольшее впечатление - !
вызвали ваше согласие - +
вызвали несогласие - -----
вызвали протест – Х
вызвали непонимание - ?
Толстые и тонкие (да – нет) вопросы:
Дайте объяснение, почему…
Кто… Что…
Почему вы так думаете… Когда…
Почему вы так считаете... Может ли…
В чём разница… Мог
ли…
Предположите, что будет, если…
Согласны ли вы…
Что, если…
Верно ли…
5.
Беседа по вопросам.
Когда
происходит действие рассказа?
Как жилось
рассказчице? (обратите внимание
на лексику, с помощью которой мы можем видеть физическое состояние героини)
Таскала мешки, ноги подгибаются, промокла,
мешок к земле пригибает
Что помогло героине победить усталость?
К р а с о т а…
Казалось бы, мимолётное явление – радуга
над рекой. Она не накормила, не высушила одежду, но как душу согрела, сколько
силы целительной придала…
К р а с о т а в
крупинке…
Крупинка – это не только зёрнышко, чудесная частичка природы, но и образное
название жанра миниатюры – от фамилии писателя
Крупина.
Что
случилось в этот вечер необычного?
Что
заставило девушку сбросить мешок?
Какой поэтический образ родился у отца
девушки? Почему?
Как называется этот художественный
приём? ( Метафора – это перенесение свойств одного
предмета на другой).
Разве можно в радугу коня запрячь?
..
Радуга похожа по форме на дугу, а
под дугой должна быть голова коня. И красное солнце напомнило рыжую голову коня.
Какое слово высокого стиля, выделяющееся в тексте, передаёт восхищение, удивление?
Воссияло – устаревшее,
библейское слово вносит
праздничность, торжественность, возвышенную интонацию.
Как подействовала красота на
девочку? Исчезла жадность, пришло
бескорыстие.
Красота исцеляет и делает
нас лучше, добрее и лучше.
Взрослые в рассказе учат детей замечать
красоту, потому что от неё душа красивее становится.
Какое народное слово передаёт состояние
очарования?
Обомлела – старое, но какое
точное, красивое слово!
Какие отношения между героями? Что
объединяет три поколения этой семьи?
Забота, нежность, чувство
прекрасного.
Объясните название рассказа.
"Сбрось
мешок!"... Поднимись над обыденностью, взгляни на мир
по-новому, обрати взор к нему - к вечному. Забудь о суетном, минутном. И тогда
ты распрямишься и почувствуешь себя счастливым человеком.
6.
Составление кластера.
7.Красота… В чём может быть красота?
Во внешности В одежде В мыслях
В поступках В природе
Как влияет красота на мир?
От красоты душа красивее становится
От красоты земля красивее становится
Красота спасёт мир…
Чему учит этот рассказ?
Видеть красоту…воспринимать её…
передавать её дальше…беречь
Что же вы, ребята, можете
позаимствовать у Крупина для своей миниатюры?
(Сказовую форму, которая придаёт
рассказу сюжетность, интригу, живость, лёгкость).
8.А теперь вместе с писателем
В.Солоухиным мы пройдём с вами по росному лугу ранним утром...Вы встретитесь с
тем мгновением жизни, которому хочется сказать: "Остановись! Ты
прекрасно!" Как обидно, если ты это пропустишь!
«Росное
утро» В.Солоухин
В отлогих,
почти горизонтальных лучах утреннего солнца
загораются капли росы.
Если сказать, что в
каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о
сверкании росного
утра.
Можно, конечно,
с тщательностью выписать, как
одни капли мерцают
глубокой зеленью, другие
– чисто кровавого цвета,
третьи – матово светятся изнутри, четвёртые –
матово-голубые, пятые – белые, как молоко, но
просвеченные огненной искоркой.
Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с
синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и
белизной луговых цветов и
как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои
цветные тени , свою синеву или желтизну
на ближайшие капельки хрустальной влаги и
заставляют их быть то синими, то жёлтыми…
Но нельзя передать
на словах того состояния души
и тела, которое охватывает
человека, когда он ранним утром идёт по росному
цветущему лугу.
9. Что вы почувствовали, когда читали миниатюру? Эссе.
В.Солоухин в самом обычном утре видит удивительное, описывает
неповторимую прелесть луга, сверкавшего в росе. Человек, идущий по этому лугу,
проникается общим настроением природы, гармонии. Автор приводит к мысли, что
природа разнообразна, человек, умеющий видеть, видит, как меняется каждую
минуту окружающее, обогащает свой внутренний мир яркими образами,
облагораживает себя.
Писатель восхищается живительной свежестью земли, приглядывается к
каждому растению, в котором мерцают капли росы, передаёт многообразие мира
через обилие радужных красок. Автор удивительный художник - мастер цветописи.
Докажите.
Бывает у тебя плохое настроение, ты выходишь на улицу, а там светит
солнце, там каждый листочек тебе улыбается - и у тебя сразу поднимается
настроение.
Как жаль, что мы часто не замечаем или просто не обращаем внимания на
то, что в крохотной росинке можно увидеть ещё более крохотные отражённые
ромашки, выросшие по соседству... Если ты ни разу этого не видел, не чувствовал
обжигающей прохлады утренней росы, если ни разу не слышал, как рождается день,
то что-то очень важное прошло мимо тебя...
Перед вами был только фрагмент. Для домашнего задания будет предложен
весь рассказ.
(1)В отлогих, почти горизонтальных лучах
утреннего солнца загораются капли росы. (2)Если сказать, что в каждой капле
горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра. (З)Можно,
конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью,
другие — чисто кровавого цвета, третьи — матово светятся; изнутри, четвёртые -
молочно-голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой.
(4)Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с синевой,
желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые
цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну
на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то синими, то
жёлтыми. (5)Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка
мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них, светлая
и холодная, огромными упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить
вкус росы, вкус земной живительной свежести. (6)Можно написать, какой яркий
тёмный след остаётся, если пройти по седому росному лугу, и как красив,
осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое...
(7)Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает
человека, когда он ранним утром идёт по росистому цветущему лугу. (8)Может
быть, он не обращает внимания на то, как в крохотной росинке чётко виднеются
ещё более крохотные отражённые ромашки, выросшие по соседству, но общее
состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, а вот
передать его невозможно.
(9)Вы проснётесь позже, часов в
девять, десять, когда в поля и луга нахлынет зной и всё высушит и всё погасит,
и вы будете думать, что таким всегда и бывает окружающий вас мир, не подозревая
о том, насколько, например, цветущий куст сирени или вишенья отличается от
нецветущего. (10)Ведь тому, кто никогда не видел: цветения вишнёвого сада,
невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишнёвом
саду.
10. Т в о р ч е с к и е з а д а н и я
«У т р о».
Утро.
Лениво поднимается солнце над сонной землёй.
Тишина. Лишь изредка доносится
шум деревьев, потревоженных
озорным ветерком.
Первые лучи
солнца согрели землю. Что это
шевелится? Там, в траве?..
( Продолжить
сочинение)
«
? »
Я бегу,
но никак не
могу его перегнать. Он такой
быстрый, смелый и напоминает
мне торопливого мальчишку. Мне кажется. Что нет на свете человека, не
очарованного прелестью…?...
(О чём идёт речь?
Озаглавьте текст)
«Д о ж д и к - ш а л у н».
Особую красоту я вижу в
дождике. Казалось бы ничего нет примечательного: льёт с неба вода – да и
только!
Но это абсолютно не так.
Я думаю, что дождик, как и
любой человек, имеет свой характер…
(Какой
характер у дождя?Подберите эпитеты).
«В с т р е ч а ? ».
- Сезоны года все одинаковые, - заявила важная сорока.
- Ничего ты не понимаешь в красоте,- возразил ей сердитый грач.-
Красота – это чудо, радость, вдохновение природы… А ты!.. Эх…
Подумала сорока
и полетела. Видит: пухлые почки на деревьях, журчит. ?
ручеёк, переливаются яркими цветами …
?... подснежники. Река сбросила с себя
? гнёт.
(Подберите
эпитеты, восстанавливая текст. Какое время года наступает?)
11.Мы заканчиваем урок о красоте. В
чём же состоит красота? Ответы учеников.
Ещё одно имя. Гармония.
Ф.Нестеров.
В чём состоит красота?
Она в движенье: сверкает молния,
бежит ручей, кружат стрекозы.
Красота в звуках: шуршит ящерица,
трещит мороз, шумит дождь.
Красота в цвете: в пестроте летнего
луга и осенних листьев, зреющих фруктах и овощах. Но красота есть и в
безмолвии: звёздное небо, пустынная дорога...Красота - в душе человека.
Домашнее задание:
Сочинение «Красота в крупинке»
Творческая мастерская (работа в микрогруппе).
Сборник «Мгновения…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий